До осени 2017 года в России работало около 1500 третейских судов. Уследить за ними всеми государству было сложно, а эти учреждения порой использовали для рейдерских захватов компаний и кражи активов у них.
Полтора года власти обсуждали, как лучше отрегулировать эту сферу. В итоге решили, что создавать арбитражи можно будет лишь на базе НКО. И ввели еще один дополнительный фильтр – необходимость получать разрешение у специального Совета при Минюсте. В этот орган вошли известные российский юристы.
После таких поправок в России осталось всего четыре третейских суда. Остальные не смогли пройти новый отбор. Не все юристы остались довольны итогами такой реформы. На новую процедуру регистрации арбитражных учреждений активно жаловались: одни пытались оспорить новые правила в Верховном суде, а другие писали жалобы первому вице-премьеру страны. Правда, все оказалось безрезультатно.
Мария Любимова
Руководитель практики «Международный арбитраж и трансграничные споры»
«Лучше меньше, да лучше», – гласит известная русская поговорка. Безусловно, упразднение большого количества сомнительных третейских судов положительно сказалось как на качестве рассмотрения дел в арбитраже, так и на количестве отмен третейских решений и отказов в приведении их в исполнение. Однако вместе с сомнительными третейскими судами прекратили свою деятельность и хорошо зарекомендовавшие себя с точки зрения состава арбитров, качества рассмотрения споров и добросовестности ведения третейского разбирательства арбитражные институции.
Такого рода перегибы не редкость при проведении масштабных реформ. Несмотря на принятие Верховным судом РФ Постановления Пленума от 25.12.2029 № 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража», проблема необоснованного отказа в приведении в исполнение третейских решений не решена. В судебной практике все еще встречаются сомнительные судебные акты с явно необоснованным отказом в приведении в исполнение таких решений. И все же нельзя не обратить внимание на то, что данное постановление дало весьма четкий сигнал судебной системе об общей направленности взаимодействия государственных судов и арбитража.
Здоровая конкуренция всегда способствует развитию того или иного рынка, поэтому я уверена, что с течением времени новые арбитражные институции смогут пройти строгий отбор и предложить свои услуги по разрешению споров, а процесс приведения в исполнение третейских решений будет максимально объективным и непредвзятым. Не секрет, что предсказуемость результатов приведения в исполнение третейского решения серьезно влияет на привлекательность правовой системы для частных инвесторов. Поэтому я с надеждой и оптимизмом смотрю в будущее арбитража в России.